Безопасное вождение в типичных дорожных ситуациях
Начинающие водители самостоятельно выезжают на трассу уже после усвоения основных навыков управления автомобилем. Там их поджидают ситуации, которые вначале вызывают затруднения, а позднее становятся типичными, встречающимися на каждом шагу. Одни требуют от начинающих водителей незначительных усилий, для других нужна максимальная концентрация. Все они вносят свою лепту в копилку будущего опыта водителя.
Проезд перекрестка
На перекрестке встречаются транспортные потоки разных направлений, часто состоящие из нескольких полос, поэтому он считается местом повышенной опасности. Здесь необходимо заранее снизить скорость, поскольку зеленый свет может внезапно смениться желтым и застать водителя врасплох.
Водителю нужно внимательно следить за транспортом, который движется по пересекаемой дороге. При этом неважно, у какого автомобиля есть преимущество, поскольку невозможно предсказать поведение всех участников движения. Потенциальная опасность часто прячется за грузовиками и автобусами, поэтому любые неожиданности нужно встречать подготовленным.
Появление людей на перекрестке должно заставить снизить скорость и приготовиться к возможным казусам. Однако и медлительность на перекрестке нежелательна, потому что из-за этого может образоваться затор.
Преодоление подъемов и спусков
Подъезжая к подъему, водитель должен держать под контролем действия других машин, особенно большегрузных. Нужно всегда правильно оценивать свои возможности. Кто-то может ехать на подъем быстрее, а кому-то стоит отодвинуться вправо и пропустить вперед более сильных участников. Перед окончанием подъема нужно понижать скорость, так как ситуация за подъемом непредсказуема.
Спуск начинают на пониженной передаче. Чтобы снизить нагрузку на тормозные колодки, нужно использовать «торможение двигателем». Двигаясь на спуске, водитель должен через зеркала контролировать следующие позади автомобили, чтобы вовремя замечать машины, идущие на более высокой скорости.
Обгон
Для проведения этого маневра автомобилю приходится выезжать на встречную полосу, значительно повышая скорость, тем самым делая обгон экстремальным действом. Для безупречного выполнения обгона следует знать возможности своего автомобиля, правильно выбирать скорость и безошибочно оценивать дистанцию до других транспортных средств. Здесь крайне важен хороший обзор дороги. Техническое состояние автомобиля не должно вызывать нареканий.
Перед обгоном нужно удостовериться, что он не несет угрозы другим участникам движения. Запрещено обгонять через сплошную линию разметки, тем более – через двойную, когда нет достаточной видимости, при движении по мостам, через тоннели и перекрестки.
Чтобы совершить обгон, водитель должен располагать достаточным временем, как правило, это 6-10 секунд. Не нужно забывать про указатели поворотов. Нельзя вплотную приближаться к автомобилю, который нужно обогнать. Для проведения маневра нужно обеспечить себе дистанцию, достаточную для окончания перестроения, пока обгоняющий не обойдет впереди идущий автомобиль.
Когда автомобиль становится обгоняемым, его водителю следует обеспечить условия, чтобы чужой обгон прошел быстро. Обгоняющий может неверно рассчитать дистанцию или скорость, поэтому обгоняемый автомобиль может снизить скорость и принять вправо, чтобы обгон завершился без нежелательных последствий для всех участников. Проблемы при обгоне иногда возникают из-за некачественного дорожного покрытия, осадков, грязи, неадекватных действий некоторых водителей, поэтому к совершению обгона следует подходить взвешенно, не переоценивая свои силы.
Выезд на автомагистраль
Прежде чем совершить выезд на автомагистраль, следует убедиться, что движение в данном направлении разрешено, обязательно включить поворот и действовать в соответствии с ситуацией. Специфика каждого въезда зависит от многих факторов, например, от наличия и длины полосы разгона, от того, на какую из полос ведет въезд, есть ли здесь развязки.
Если схема движения по конкретной магистрали трудная, нужно заблаговременно изучить ее, тем самым обезопасив себя и других водителей. Выезжая на автомагистраль, водитель должен постоянно контролировать дистанцию до автомобилей, идущих спереди и позади него.
Прохождение поворотов
Дорожно-транспортные происшествия на поворотах случаются по большей части из-за неправильной оценки потенциальной опасности и повышенной скорости автомобилей. Иногда большая скорость – следствие того, что поворот обнаруживается слишком поздно. Чтобы избежать таких случаев, водитель должен учиться прогнозировать ситуацию, которая может сложиться на дороге.
Косвенным указанием на наличие впереди поворота может послужить знак ограничения скорости, который часто устанавливают перед опасными участками. Готовясь к повороту, водитель обязан перестроиться в крайний ряд, снизить скорость и не забыть включить указатель поворота. При повороте нужно двигаться посредине полосы, на постоянной скорости, чтобы избежать заноса, особенно по мокрому или скользкому покрытию. При ограниченной видимости, например, из-за растущих вдоль дороги деревьев или находящихся недалеко от нее зданий, водитель должен выбирать скорость, которая позволила бы ему остановиться на безопасном расстоянии от препятствия.
Практика показывает, что нет легких или тяжелых дорог. Есть в большей или меньшей степени подготовленные, дисциплинированные, сдержанные и осторожные водители. Других дорога не терпит.